Суббота, 29.04.2017, 04:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Методический центр помощи учителю

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Эссе «Облик педагога: из прошлого в сегодняшний день»

Я иду на урок… Сегодня мои ученики будут выбирать, спорить, доказывать, сомневаться, предлагать и, в конце концов, придут к верному решению. Вполне возможно, и я узнаю что-то новое. Мы вместе двигаемся вперед, расширяя горизонты наших знаний…

Серьезные изменения глобальных масштабов грядут в казахстанском образовании, и причинами этих масштабных изменений являются востребованность молодых специалистов со свежими креативными взглядами в условиях рыночной экономики, постоянное развитие и усовершенствование компьютерных технологий, знакомство с передовыми педагогическими идеями Великобритании и США (стран - лидеров в области образовательных услуг), сохранение и дальнейшее развитие с учетом всех перечисленных выше факторов национальных – казахстанских педагогики и образования. В Государственной программе   стратегического  развития   образования  Республики  Казахстана  на  2011-2020  гг.  наряду  с  новыми  подходами  к  образованию весьма точно определено,  что  «…к  2020  году  Казахстан  станет     образованной       страной, с умной  экономикой и  высококвалифицированной рабочей   силой, и что развитие образования  должно  стать  платформой, на   которую будет опираться будущее  экономическое,  политическое  и  социально-культурное  процветание  страны…» 

В связи с этим кардинально меняются роли ученика, школьника и учителя. Теперь педагог выступает не столько носителем знаний, сколько  лидером в обучении, наставником  в творческой работе учащихся. Лидерство, в свою очередь, побуждает к постоянному развитию личности.

Находящаяся на очередном витке развития образовательная система Казахстана за основу в решении выдвинутых задач принимает интересы обучающихся. А компетентный, заинтересованный в результатах педагог помогает ученикам раскрыть свой творческий потенциал, развивает у учащихся желание учиться и совершенствоваться в течение всей жизни.

        Стаж моей педагогической работы составляет более 20 лет. Все годы своей преподавательской деятельности (специальность - биология и химия) я шла на работу с целью дать детям знания. Зачастую меня огорчало то, что ученики проявляют недостаточный интерес или безразличны к моему предмету. При подготовке к уроку и при его проведении я старалась использовать все возможные ресурсы – дополнительную литературу, красочные иллюстрации, учебные фильмы, доказательные опыты. Этапы своего урока строила по стандарту: постановка цели, актуализация знаний, изучение новой темы, закрепление, домашнее задание с пояснением и выставление оценок учащимся за урок с комментариями. Для меня очень важным аспектом в моей учительской работе было увеличение объема знаний учащихся. Но, прилагая все эти усилия, я не всегда видела ожидаемый мной результат. В начале изучения школьного предмета биологии в 6 классе дети проявляли интерес, который по мере усложнения тем и увеличения получаемой информации к 10-11 классу значительно падал. Возникали вопросы: почему дети изменяют свое отношение к учебе, к приобретению знаний? Как повысить продуктивность работы на уроке? Что необходимо для этого предпринять? Как заинтересовать учащихся и подвигнуть их к исследовательскому подходу, творческой деятельности при изучении биологии или химии? Конечно, я понимала, что дело не только в учениках, но и, в первую очередь, во мне самой. А чтобы что-то изменить, надо измениться самому, по-иному посмотреть на уже давно известные факты и истины. Нужно было ломать сложившиеся стереотипы авторитарности учительской работы на уроке, получения знаний без осмысления самого процесса обучения, деятельности ученика как послушного исполнителя требований учителя, самой сути и способов оценивания деятельности учащихся.

        Анкета качества урока приведена в книге Севрука А.И. и Юниной Е.А. "Мониторинг качества преподавания в школе". «Анализируя данные, мы видим, что школа укомплектована на 80% учителями, уверенно владеющими учебным материалом, демонстрирующими правильную речь; 95% учителей демонстрируют ненасильственные приемы обучения; 80% умеют четко ставить цели развития личностных качеств учащихся; более 63% поощряют инициативу и самостоятельность учащихся, стимулируют обоснование и аргументацию ответов, используют на уроке приемы дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения, приемы диалогового обучения. Но, к сожалению, низок процент уроков, на которых дается разноуровневое домашнее задание; только 38% учителей устанавливает и использует связи с другими предметами, поощряет индивидуальные учебные достижения учеников на уроке; 45% используют приемы проблемного обучения, рефлексивного обучения, и только 21% - приемы коллективной мыслительной деятельности». (http://bibliofond.ru/view.aspx?id=464885#1)

      Учителя на уроках, к сожалению,  все чаще сталкиваются с тем, что у школьников наблюдается низкая мотивация к обучению, отсутствие интереса к предметам школьного цикла, нежелание самостоятельно добиваться успехов в учебе. Причинами снижения активности детей в учебной деятельности, я думаю, можно назвать следующие: слабое знание и редкое использование учителями современных информационных технологий (хорошо известных и используемых детьми) на уроках, применение учителями одних и тех же приемов и методов проведения уроков, стандартные и однотипные домашние задания, замена практических и экспериментальных заданий изучением теоретического материала и т.д. Все это приводит к тому, что ученики перестают думать, размышлять, анализировать, искать ответы, становятся равнодушными и закрытыми для учителя. А ведь "…развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников». (Руководство для учителя, стр. 110).

     При планировании урока до прохождения курсов я, как и многие другие учителя, планировала стандартный урок, который состоял из опроса домашнего задания (письменного или устного), объяснения новой темы, закрепления (вопрос учителя – ответ ученика). Работа по объяснению новой темы, оцениванию ответов, проведению практической части была только  моей деятельностью, и я редко прибегала к помощи учащихся, они чаще были пассивными слушателями и зрителями, записывающими (а иногда и нет) готовые выводы. Естественно, интерес к предмету терялся.   Биология, как и химия,  относится к предметам естественнонаучного цикла, что предполагает поиск, творческий подход, исследовательскую  работу, прогресс. Поэтому я считаю актуальным и своевременным изучение и применение идей семи модулей  программы Кембриджского университета учителями Казахстана.

     Ни для кого не секрет, что в современной школе уровень обучаемости и обученности учащихся находятся на разных уровнях. В любом классе есть дети, которые, осознавая свои способности и наклонности, ставят перед собой вполне осуществимые цели и идут к их реализации. Другие же имеют слабую мотивацию к обучению, не видят открываемых перед ними перспектив. И здесь, я считаю, главная роль в стимулировании деятельности школьников отводится учителю. Но не носителю знаний, а организатору, лидеру и вдохновителю.

     При использовании современных инновационных технологий обучения ученик, в конечном счете, научит себя учиться. Он учится а) принимать верные решения в различных условиях, б) разрабатывать алгоритм принятия решения, в) овладевать навыками исследования ситуации, г) разрабатывать план действий, д) применять полученные теоретические знания на практике, е) учитывать точки зрения других участников процесса.             

     О развитии «критического мышления» писали известные психологи Ж.Пиаже, Д.Брунер, Л.С.Выготский. Критическое мышление – это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения, а также отправная точка для развития творческого мышления.

     Методики развития критического мышления формируют креативность учеников. Я испытываю чувство радости, когда в процесс работы включаются все дети, они заинтересованы не только в оценивании выполненной задачи, но и в доказательстве, подтверждении своей точки зрения. При этом они учатся работать в сотрудничестве с другими. Я же должна  умело и грамотно направить работу учащихся, поощряя различные суждения, подвести детей к принятию самостоятельного решения, предлагая разнообразные ситуации на основе базовых действий.

На основе наблюдений, сопоставления результатов работы учащиеся приходят к оцениванию деятельности с использованием определенных критериев,  вырабатываемых самими школьниками.

Нельзя не сказать об эффективности использования информационно-коммуникативных технологий, применяемых мной на уроке и имеющих множество преимуществ: экономия времени, индивидуальность и дифференцированность работы, определенный темп, возможность контроля и оценивания деятельности ученика.

При выполнении индивидуальных, опережающих, нестандартных и дифференцированных заданий выявляются способности и таланты юных дарований. Некоторыми методиками с нами – участниками семинара, проходившего в ноябре-декабре 2015 года в НИШ города Шымкент, поделились преподаватели, проводившие коучинги, беседы, презентации. (Среди учащихся НИШ в 9 и 10 классах я встретила и моих бывших учеников, которые с воодушевлением рассказывали о своих достижениях и зарубежных поездках).

        Преподавание и обучение в сооответствии с возрастными особенностями учеников хорошо просматривается в спиральной модели предметного обучения, широко используемого в НИШ.

       Данные научных исследований Мерсера и Литлтона (2007) показывают, что развитие интеллекта и результативность обучения происходят в диалоге. Дети являются активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе личных раз­мышлений и социального взаимодействия.

Мерсер (2000) писал, что совместное приобретение знаний - это «обмен мыслями», достигнутый в диалоге. Обучение и преподавание на основе диалога помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление.

      Интерактивные методы включают в себя: метод проблемного изложения, презентации, дискуссии, кейс-стади, работу в группах, метод мозгового штурма, метод критического мышления, викторины, мини-исследования, деловые игры, ролевые игры, метод Insert (или метод индивидуальных пометок), метод блиц-опроса, метод анкетирования, прием "Бинго" и др. Для учителя это - огромное количество вариантов проведения этапов урока. Но навязывание преподавателю популярных, "модных" методик обучения не всегда дает ожидаемый результат. Важной деталью применения многочисленных методов и приемов является системная работа, а не разнообразие деятельности учеников, которые окажутся неспособными понять суть решаемой в процессе работы проблемы. Если мои учащиеся раньше говорили об «игре», то теперь они «работают в группе».

         В итоге к окончанию школы нынешний ученик сможет: формировать собственные взгляды; делать осознанный выбор между различными точками зрения; аргументировано спорить; быть элементом социума, работая в группе единомышленников; уметь ценить чужое, не схожее со своим, мнение.

   Моей задачей – задачей современного учителя является формирование самостоятельного, самодостаточного выпускника, готового к самоопределению и самореализации в жизни.

Мы вместе двигаемся вперед, расширяя горизонты наших знаний…

 

P.S.

Учить! Творить! Побеждать!

     Учитель новой формации - духовно развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Он несет ответственность в формировании и развитии высокообразованной творческой личности и максимальной самореализации. (Н.А.Назарбаев, Президент РК.) 

     Я, причисляя себя к учителям новой формации, считаю важнейшими качествами педагога профессиональное понимание, практические навыки преподавания, профессионально-нравственную целостность (по Шульману).

     Сегодня образование не может быть усовершенствовано без переосмысления роли учителя в образовательном процессе. Главное - не столько дать школьникам новую информацию, сколько научить их самих добывать знания. УЧИТЕЛЬ должен понимать детей, уважать их как личностей, вовремя протягивать руку помощи, чтобы каждый ребенок почувствовал поддержку, нужность и свою успешность. 

     Новый учитель - образец самодостаточного человека, полного оптимизма и положительных эмоций, который сможет научить детей задумываться о собственном «Я»  и  при любом жизненном препятствии идти вперед – не сдаваться. Победы в дальнейшей жизни начинаются с победы над самим собой!

Субботина Марина Васильевна,

учитель биологии и химии.

Школа-гимназия № 40 им. Алпамыс батыра,

г. Шымкент ЮКО



Источник: http://mcpu
Категория: Мои статьи | Добавил: gup69 (25.03.2016) | Автор: Субботина Марина Васильевна, E
Просмотров: 99 | Рейтинг: 0.0/0
Категории раздела
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 72
Форма входа

Обновите код информера...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Flag Counter