Четверг, 18.04.2024, 10:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Методический центр помощи учителю

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни

«Формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни … путем создания условий для развития личности»,- так определена в Закон об образовании одна из главнейших задач, стоящих перед учителем.

Что же такое нравственность? В чем она проявляется? Как,  исходя из каких принципов и в каких формах  должен учитель вести нравственное воспитание?  И какова, наконец, роль личности самого учителя в творческом процессе создания из своих воспитанников полноправных членов общества?

Мы живем в сложное время, когда по новому осмысливаются  общечеловеческие ценности, и жизни предъявляет к каждому из нас высокие и подчас неожиданные требования. «Что я делаю, ради чего и как?»- вот вопросы, с которыми сталкивается человек, а их решение зависит от тех нравственных принципов, которые и являются основой человеческой личности.

Л.Н. Толстой писал: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра ».

Научить детей делать добро, иметь представление о настоящих нравственных ценностях, жить согласно им, уметь правильно оценить свои поступки и чужие, - вот тот круг задач, решать которые приходится учителю.

Человек живет в обществе, его нравственные принципы взаимосвязаны с нормами поведения, которые выработало это общество. Если сгруппировать все многообразие этих отношений, то можно представить содержание воспитательной работы по нравственному просвещению учащихся в  следующих формах:

1)  Отношение к Родине;

2) Отношение к идеологии и политике нашего государства; Идейная  консолидация общества как условие  прогресса Казахстана;

3) Отношение к труду;

4) Отношение к общественному достоянию и материальным ценностям;

5) Отношение к окружающим;

6) Отношение к себе.

Современный школьник много знает, у него есть свои любимые и нелюбимые  занятия, он стремится определить и утвердить собственное отношение ко всему, с чем встречается в жизни, - к школе, учебным предметам, труду, искусству, но прежде всего к окружающим людям, их поступкам и суждениям. Подросток постоянно ставится перед необходимостью нравственного выбора между желаемым и должным, когда нравственное выступает как  должное. Его нравственные принципы неопределенны, неустойчивы, а иногда и ошибочны. Помочь своему воспитаннику сделать правильный выбор – это отказаться от давления, принуждения, приказа, заменив их, если можно, просьбой, советом, разъяснением. И естественно, при разработке конкретного содержания нравственного просвещения необходимо учитывать возрастные и психологические особенности школьника.                                       Предлагаются следующие формы работы по нравственному просвещению учеников:

1.Урок. Большие возможности в этом плане заложены в содержании учебных предметов, куда включен ряд таких нравственных понятий, как патриотизм, гуманизм, трудолюбие, долг. Например на уроках истории  раскрывается перед школьниками нравственный опыт предшествующих поколений. При изучении литературных произведений вопросы и задания учителя направлены на нравственную оценку действий и поступков героев, на выявление личностного отношения учащихся к факту или событию. Успех нравственного воспитания  на уроках зависит от эмоциональности преподавания. Учитель, используя различные методы и приемы, старается добиться положительного  эмоционального настроя учащихся при решении проблем. В целом на уроках происходит не только создание нравственных проблемных ситуаций, но их анализ, работа с нравственными категориями и понятиями, которые могут быть преподнесены учителем в форме беседы, рассказа, показа, дискуссии.

2.Факультативы. В данном случае консультации, прослушивание сообщений учащихся, индивидуальные задания, проводимые на семинарах, коллоквиумах , практикумах помогут учителю правильно определить отношение школьников к достоянию и материальным  ценностям страны, научат их бережно относиться к окружающей среде. Примерными темами факультативного занятия могут быть «Химия и жизнь», «Столкновение идей», «История и гуманизм» и др. И здесь необходимо отметить урок Беркинбаевой П., посвященный экологическому воспитанию, который был проведен в форме пресс- конференции. Ребята учились самостоятельности, умению защищать свои мысли, аргументировать их. Богатый материал позволил связать воедино разные учебные предметы, узнать об экологических проблемах, стоящих не только в развитых странах, но и перед нашим городом, в нашем государстве. И самое главное, что ученики  не просто «играли», делали доклады, как ученые, и задавали вопросы, как журналисты, они пытались решить взрослые вопросы, пытались сделать это самостоятельно. Тема необходимости охраны экологии и бережного отношения к ней здесь была затронута на уроке. Но ведь эти вопросы можно решить и на факультативных занятиях.

3.Разъяснение нравственного смысла труда, раскрытие нравственных основ профессии, выработка правильного понимания необходимости трудиться- эти вопросы учитель сможет решить на занятиях технологии», на часах общественно полезного труда. И сделать это можно в форме рассказа о труде и людях  труда, экскурсий и т.д.

4.Особое значение в нравственном воспитании учащихся имеет воспитательный классный час, который может быть проведен в виде деловой  и ролевой игры, разыгрывании ситуаций, бесед, диспутов, обсуждении статей и т.д. Актуальное значение сейчас получило использование народной педагогики на уроках и классных часах. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что  это наши истоки. И нам стоит не только внимательно присмотреться к тем традициям воспитания подрастающего поколения, которые уже существуют тысячелетия и которые так бережно хранит наш народ, но осмыслить их, воспринять и открыть им дверь в нашу школьную жизнь. Примером этого может послужить воспитательный классный час, проведенный учителем Аргынбай Л. Звучала домбра, дети, многие из которых в национальных костюмах, пели песни, рассказывали о традициях казахского народа. Учитель сумело соединить два времени, провести связи между мудрыми заповедями стариков и молодым поколением, и все это сделать, каждый раз обращаясь к примерам из повседневной жизни.

В этом направлении сейчас работают у на все учителя. Каждый из вас вместе с классом в течение года будет собирать материал, проводить классные часы, посвещенные изучению истории,  быта казахского народа, его опыту, его связям с традициями и жизнью других народов. Это работа будет значимей и полней, если учитель соединит обучение (урок) и воспитание (классный час) воедино.

Кроме перечисленных, выделяются и другие формы деятельности учителя по нравственному просвещению учащихся. Это кружковая и клубная формы, ученическое научное общество, система пропаганды (включая политзанятия), школьный музей. При таком многообразии особое внимание уделяется личности  учителя, от которого сегодня требуется  подлинно научный подход к нравственному воспитанию детей. Исследовательская деятельность педагога может  дать очень многое. Она позволяет «поставить диагноз» нравственного развития школьников, осуществлять постоянный контроль за изменениями. Кроме того, она дает возможность педагогу оценивать самого себя как воспитателя нравственности, соотносить затраты своего времени и сил с результатами. Исследовательская деятельность учителя должно протекать в естественных условиях педагогического процесса. Любая рекомендация, методическая разработка, которую использует классный руководитель, должна содержать исследовательский элемент. Среди вопросов, о которых необходимо задуматься учителю, для нравственного воспитания учащихся наиболее важны следующие:

  1. достигнуто ли взаимопонимание между педагогом и учащимися класса?
  2. Хорошо ли знает педагог основные достоинства и недостатки в нравственном развитии своих воспитанников? Опирается ли на лучшие качества учащихся в своей работе?
  3. Обращаются ли учащиеся к педагогу с просьбой разрешить конфликт с другими учителями, родителями, сверстниками, одноклассниками?
  4. Может ли педагог с уверенностью сказать, что в его отсутствие в классе все будет идти своим ходом, как и при нем?
  5. Стремятся ли учащиеся порадовать учителя, бережно ли относятся к нему и друг к другу?
  6. Часто ли учителя- предметники советуются с педагогом о воспитании учащихся его класса?
  7. Обращаются ли к педагогу родители учащихся за помощью и советом?
  8. Хорошо ли знает учитель домашние условия, в которых воспитываются ученики?
  9. Решает ли педагог все воспитательные задачи в классе силами самих ребят, ориентируясь на общественное  мнение коллектива?
  10. Часто ли педагог испытывает моральное удовлетворение, получает удовольствие от общения с учениками?

Отвечая на данные вопросы, учитель сможет понять, сколь эффективны специально подготовленные им воспитательные мероприятия и каждодневные воздействия, в которых проявляется педагогическая реакция на поступки учащихся, какова сила влияния на детей собственного примера. И в этой связи определяющим фактором успеха становится личностная и профессиональная готовность. А это значит, что учителю необходимо тщательно  взвешивать каждое слово, решение и действие, трезво оценивать уровень своих профессиональных знаний и умений, выбирать в каждом случае наилучшую форму поведения, тон общения с учениками.

Предлагаются  следующие вопросы для ежедневного самоанализа деятельности учителя по нравственному воспитанию.

1.Какие нравственные ценности были донесены до учащихся? Какие моральные поступки поощрены?

2.Все ли возможное было сделано сегодня для нравственного совершенствования учащегося?  Что было упущено?

3.Были ли учащиеся удовлетворены общением со мной сегодня? Что помешало (помогло) достичь взаимопонимания?

4.Удалось ли мне сегодня

- справедливо поступить;

- поддержать кого – либо  добрым советом, приободрить,

- помочь разрешить спор, недоразумение;

- защищать кого- либо.

- Создать в класс  радостные настроение,

-Организовать полезное людям дело,

- поощирить кого-либо за добрые дела.

5. В чем проявилось отношение учащихся ко мне сегодня? Кто обратился за советом и помощью, поделился радостью?

6.Кто из учащихся остался равнодушным к моим воздействиям?

7. Сколько   замечаний было сделано сегодня мною учащимся, за что?

8. Как были сделаны замечания;

- тон (спокойно или крикливо, резко);

- наедине или при всех;

- с оттенком безразличия или заинтересованно;

- форма замечания (указание, просьба, вопрос, порещание, легкая ирония

требование). Насколько характер сделанных мною замечаний соотносится с требованиями ситуаций?

В заключении хочется сказать , что задачами нравственного воспитания в школе является на простое овладение моральными принципами общества, но и то , чтобы научить учеников самостоятельно преобразовывать эти нормы и ценности, овладеть искусством создать новое и направить усилия на это созидание. Достичь такого результата способна не педагогика авторитаризма, а педагогика сотрудничества, педагогика самовоспитания и здесь исключительно важное значение имеет проблема положительного примера, человека, живущего интересами воспитанников. Кто, кроме учителя, может выполнить эту роль? Родители, наставники, тренер, товарищ по классу? В большой мере  и они. Но по-настоящему повести за собой детей сможет только человек с доброй душой, чутким сердцем, собственным достоинством и честью, способный любить и дарить любовь своим ученикам. И повезет тем детям, рядом с которыми окажется такой педагог, способный служить для них главным нравственным ориентиром. 

Тажиев Жорабек Аулбекович 

учитель технологии и ИЗО

школа-гимнази №40, г.Шымкент



Источник: http://1
Категория: Мои статьи | Добавил: gup69 (04.02.2015) | Автор: Тажиев Жорабек Аулбекович E
Просмотров: 659 | Рейтинг: 0.0/0
Категории раздела
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 80
Форма входа

Обновите код информера...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Flag Counter