Четверг, 24.05.2018, 09:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Методический центр помощи учителю

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Организация индивидуальной исследовательской работы с учащимися.


 Одно из базовых умений исследователя –  умение видеть проблему.

                                                                                                             А.И. Савенков

 

Ученые утверждают, что исследовательская практика является основным методом

обучения творческой деятельности. Особое значение исследовательская деятельность

имеет для одаренного ребенка. Наблюдения за развитием одаренных детей констатируют,

что дети с высокими показателями интеллекта к моменту наступления взросления могут

потерять признаки одаренности, если они «не имеют ярко выраженного стремления к

исследовательскому поведению». Важно, что в современном мире исследовательское

поведение рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, а как одна из

характеристик личности, как стиль жизни современного человека.

 Организация исследовательской деятельности имеет довольно сложную структуру.

Начиная с того, что при ее организации обязательно учитывать личностные особенности

мышления учащихся, определиться с его характерным типом: конвергентным или

дивергентным. Для детей с дивергентным типом мышления исследовательская работа в

форме реферата совершенно неприемлема. Для них важен самый сложный этап – умение

видеть проблему, выдвигать идеи, гипотезы, делать неожиданные открытия,

интерпретировать явления, события, факты оригинально, нестандартно.

Дети с конвергентным типом мышления любят внимательно наблюдать, умеют заниматься поисковой деятельностью, находить, отбирать, систематизировать, описывать. Они также могут успешно заниматься исследовательской деятельностью, что способствует развитию их творческого мышления, обучает умениям обобщать, структурировать, моделировать информацию, делать выводы.

 Таким образом, индивидуализация в процессе исследовательской практики

заключается в том, чтобы:

- дать возможность детям с дивергентным стилем мышления представить «свою» идею в

той форме, которая понятна данному ребенку – тезисы, презентация, схема, модель и т.д.;

помочь оформить собственное исследование

- оказать педагогическую поддержку детям, не умеющим выдвигать гипотезу, видеть

проблему, делать собственные открытия.

 Естественно, речь идет о сотрудничестве учителя и ученика, об их сотворчестве. Но с

чего же начать? Конечно, первым важным шагом является выбор темы исследования. Она

должна быть конкретной, ясной, оригинальной, отражать проблему в ее характерных

чертах. Удачная формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования,

конкретизирует основной замысел, создавая предпосылки успеха для работы в целом.

Когда тема будет отвечать этим требованиям и будет раскрываться «по законам

исследования», у ребенка будет формироваться умение соотносить такие понятия, как

«тема», «проблема», «задача исследования», «пути решения проблемы». Ученые

отмечают, что умение видеть проблему – одно из базовых умений исследователя. В связи с этим особую значимость приобретает проблемное обучение на уроке.

 На первом этапе педагог сам ставит проблему, показывает пути ее решения,

организует исследовательскую деятельность на всех ее этапах:

 - наблюдение

 - фиксирование итогов наблюдения в определенной логике

 

 - предположение (выдвижение гипотезы)

 - обсуждение

 - анализ собранного материала

 - выводы и обобщения

Педагоги понимают преимущества такого подхода к обучению и все чаще обращаются к

нему, но желания не всегда совпадают с возможностями. Стоит признаться, что часто

 

 

учитель сам не вполне освоил методы исследовательской работы, поэтому испытывает

трудности в работе с учащимися.

 Часто первым камнем преткновения оказывается именно выбор темы исследования.

Это оправданные трудности. Исследователи со стажем и опытные методисты утверждают,

что выбор и формулировка темы и цели работы может занимать до четверти времени,

затрачиваемого на все исследование. Умение найти актуальную, т.е. наименее изученную

тему предполагает огромную работу с литературой по данной проблеме, а сейчас это еще

и материалы Интернет, причем особое внимание нужно уделять новейшим достижениям.

  Обычно изучение охватывает очень небольшую часть территорий и упор делается на

проведение одного типа исследования, актуальность работы повышается при проведении

комплексных исследований. При многократных их повторах в течение года или

нескольких лет уже можно говорить о мониторинге. При наличии нескольких уже

исследованных объектов или фактов, можно провести квалифицированный

сравнительный анализ. Таким образом, практически любая работа при правильном

подходе и, если преподнести ее под оригинальным углом зрения, будет актуальной. Но

все это возможно только при условии полного владения информацией.

          Чтобы работа представляла научный интерес, она должна быть выполнена по

общепринятым методикам, состоятельность которых не вызывает вопросов. Ознакомиться

с ними можно опять же в специальной литературе, изучить надо в полном объеме, но

практическое применение в работах детей допускает использование только основной

части.

 Логика каждого исследования специфична. Исследователь должен исходить из

характера интересующей его проблемы, и лишь потом ставить цели и задачи предстоящей

работы. После чего обязательно анализируется уже имеющийся конкретный материал по

литературным источникам.

Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное

науке, что предстоит открыть, доказать. Объект исследования – это область, в рамках

которой содержится то, что будет изучаться, источник необходимой для исследования

информации. Предмет исследования более конкретен, очерчивает только то, что

непосредственно будет изучаться в данной работе из каждого объекта. Например,

объектом исследования является почва для выращивания комнатных растений, предмет

исследований – микрофлора почвы, ее влияние на морфофизиологические признаки

растений.

Цель выражается кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается

сделать исследователь; начинается с глаголов «выяснить», «выявить», «обосновать»,

«сформировать» и др. Цель конкретизируется и развивается в задачах, состоящих из

комплекса конкретных проблем, выполнение которых ведет к достижению цели.

Экспериментальные исследования требуют выдвижения гипотезы – развернутого

предположения, где изложена технология того нововведения, за счет которого ожидается

достижение цели. Гипотез может быть несколько – какие-то подтвердятся, какие-то – нет.

Формулируется в виде: «Если …, то…» или «Чем…, тем…». Выбор методик и методов

исследования определяется характером объекта изучения, предметом, целью и задачами

исследования. Сроки исследования должны быть достаточны для проверки

экспериментальных данных, надежности и стабильности результатов, их обсуждения и

апробации

И очень важным  компонентом организации исследовательской деятельности учащихся является индивидуальная работа научного руководителя с начинающим исследователем по выбранной теме исследования. Задача руководителя – провести учащегося по всем этапам самостоятельного исследования так, чтобы ребенок не потерял интерес к исследованию, чтобы он рос интеллектуально и сам чувствовал этот рост.

Чтобы ребенок сделал пусть небольшой, но собственный шаг и сохранил мотивацию к

дальнейшей исследовательской деятельности.



Источник: http://1
Категория: Мои статьи | Добавил: gup69 (24.01.2014) | Автор: зам.дир. по НМР Молдабекова Р.Ж. E
Просмотров: 255 | Рейтинг: 0.0/0
Категории раздела
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 74
Форма входа

Обновите код информера...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Flag Counter