Использование заданий в формате PISA для формирования читательской компетенции учащихся
За последние годы образование в мире претерпевает значительное изменение приоритетов. Изучение материалов национальных исследований в странах ОЭСР, позволило экспертам обобщить ожидания от результатов школьного образования родителей, работодателей, общественности. Образование связывают с такими понятиями, как "хорошая работа", "экономический успех", "квалифицированный персонал", "здоровье", "благополучие", "качество жизни". Эти выгоды связаны с приобретенными в процессе учебы компетенциями. Теории, ориентированные на компетенции образования формировались с 70-ых годов XX века. Понятие "компетентность" отличается открытостью, поэтому успешно проецируется на различные учебно-психологические, учебно-организационные и образовательно-политические концепции, а также наполняет цели и содержание образования на всех его этапах на протяжении всей жизни человека. Для образования важно было определить значение этого понятия, разделить термины "компетентность" и "компетенция", разработать критерии и инструменты их измерения, ответить на вопрос можно ли научить компетентности и как это сделать. Сегодня наше образование стоит перед решением задачи, которую решают образовательные системы всех развитых стран - формирование ключевых компетентностей граждан средствами образования. Рынок труда должен получать от системы образования специалиста обладающего высоким уровнем компетенции. Компетенция как результат образования выражается в готовности субъекта эффективно организовать внутренние (например, знания, умения, ценности) и внешние (например, людей, информацию) ресурсы для достижения конкретной цели. Компетенция проявляется в освоении субъективно новой деятельности, в процессе которой необходимо выполнять алгоритмизированные действия. Выстраивание профессиональной и личной компетенции обучающихся осуществляется на основе сформированных у них ключевых компетентностей. Компетентность - непосредственный результат образования, выражающийся в овладении определенным набором способов деятельности, который социально востребован, является предметом запроса работодателей и государства. Перечень ключевых компетентностей, приведенных ниже, является, в настоящее время актуальным в социально-экономической ситуации. • рефлексивная компетентность позволяет самостоятельно ставить задачи; осваивать знания и умения, необходимые для их решения; выявлять пробелы в своих знаниях и умениях; позволяет гибко изменять свою индивидуальную образовательную траекторию, строить собственную профессиональную карьеру. • технологическая компетентность позволяет осваивать и грамотно применять технологии, технологически мыслить в различных ситуациях. • проектная компетентность позволяет моделировать образ будущего и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь, способствует продуктивной деятельности. • коммуникативная компетентность позволяет использовать ресурс коммуникации для решения вопросов. • информационная компетентность позволяет принимать осознанные решения на основе осмысленной информации • социальная компетентность позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач Казахстанская школа пока в незначительной степени ориентирована на формирование ключевых компетенций. Есть дисциплины, которые в силу своего содержания имеют компетентностное наполнение. Однако, смысл компетентностного образования в том, чтобы все школьные предметы в комплексе решали некоторые общие задачи.